Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступления врио начальника ГУЛРРиГК Росгвардии генерал-майора полиции А.А. Маликова 4 июня 2019 года на заседании Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии по теме «Об основных задачах и результатах деятельности Координационного совета и работе созданных при нем комиссий».
Публикуется только на «Гардинфо».
Уважаемый председатель Координационного совета!
Уважаемые коллеги!
Координационный совет по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Координационный совет) является постоянно действующим органом, созданным в целях выработки Росгвардией государственной политики в сфере частной охранной деятельности.
В рамках реализации Координационным советом основных направлений в сфере частной охранной деятельности 31 октября 2018 года состоялось его первое заседание, на котором рассмотрены вопросы:
- взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с подразделениями Росгвардии при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью частных охранных организаций;
- проблемы качества предоставляемых охранных услуг;
- выработки первоочередных мер нормативно-правового характера, направленных на повышение качества предоставляемых охранных услуг.
По итогам совета были даны поручения проанализировать проблематику указанных вопросов и выработать необходимые пути их решения.
В целях реализации поставленных перед Координационным советом задач, а также всесторонней и качественной их проработки созданы:
- Комиссия по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями. В её состав вошли представители Росгвардии, ФНС России, ФАС России, Роструда и ФКЦ РОС, а также эксперты от охранного сообщества;
- Комиссия по вопросу совершенствования законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность. В её состав вошли представители Росгвардии, ФАС России, ФКЦ РОС и эксперты от охранного сообщества;
- Комиссия по вопросам совершенствования системы профессиональной подготовки работников частных охранных организаций. В её состав вошли представители: Росгвардия, ФКЦ РОС и эксперты от охранного сообщества.
Далее более подробно остановлюсь на работе указанных комиссий.
В текущем году проведены два заседания Комиссии по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями.
В ходе ее работы рассмотрены вопросы:
- по выработке мер реагирования на факты нарушений со стороны частных охранных организаций;
- анализа причин, толкающих частные охранные организации на нарушение закона;
- организация взаимодействия с другими контролирующими органами, такими как ФНС России, Роструд, ФАС России, и охранным сообществом, в части обмена информацией, необходимой для выявления фактов системных нарушений;
На указанных заседаниях Комиссии заслушивались представители частных охранных организаций, в деятельности которых усматривались признаки таких системных нарушений законодательства.
Кроме того, на заседания Комиссии приглашались руководители центров лицензионно-разрешительной работы, которые осуществляют лицензионный контроль за так называемыми «нарушителями» (территориальных органов Росгвардии по г. Москве, Московской и Тульской областей).
По итогам работы Комиссии подготовлены протоколы и с учетом специфики выявленных нарушений направлены в ФНС России, Роструд и территориальные органы Росгвардии для принятия соответствующих мер реагирования в отношении частных охранных организаций.
По сути, формат работы комиссии создал эффективную модель взаимодействия контролирующих органов в части осуществления государственного контроля за деятельностью частных охранных организаций.
При этом хочу отметить, что работа Комиссии не ограничивается исключительно разбором случаев, связанных с допускаемыми нарушениями охранными организациями в различных сферах деятельности.
Так, в своей работе Комиссия выявила ряд проблемных вопросов, связанных с имеющимися расхождениями учетов ФНС России и Росгвардии по количеству работников частных охранных организаций.
Например, в ходе рассмотрения членами Комиссии деятельности ЧОО «Картес» установлено, что по налоговой инспекции персонал данной организации составляет 6 человек, а по данным лицензирующего органа 113 работников, что, в свою очередь, может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов.
В целях реализации обозначенных вопросов в настоящее время с членами Комиссии прорабатываются возможные варианты решения, которые дополнительно будут рассмотрены на ее заседаниях.
За указанный период активно велась работа Комиссии по вопросу совершенствования законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность.
Так, на площадке данной Комиссии проведен детальный анализ возможности реализации полномочий Росгвардии в сфере частной охранной деятельности, связанных с усилением контроля за деятельностью частных охранных организаций, продвижением различных правовых инициатив, выработкой мер по повышению качества охранных услуг через общественные институты.
Анализ показал, одной из наиболее оптимальной и финансово необременительной формой реализации таких полномочий является заключение соглашения о взаимодействии с общественными организациями.
Учитывая, что ФКЦ РОС на сегодняшний период, явилось единственным общественным объединением, имеющим специальную правоспособность, ориентированную на организацию взаимодействия с государственными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Росгвардии, а также имеющим значительный территориально-распределенный охват (имеет представительства в 77 регионах России, свыше 3000 тысяч членов сообщества) членами Комиссии подготовлены предложения по организации взаимодействия с данным объединением.
Результаты работы комиссии были доложены руководству Росгвардии и по итогам принятого положительного решения 25 декабря 2018 года заключено соглашение между Координационным советом и ФКЦ РОС.
Результат не заставил себя ждать!
Так, в рамках реализации соглашения, на площадке Комиссии проведена активная работа с охранным сообществом по разъяснению положений проекта федерального закона, разработанного Росгвардией и предусматривающего исключение государственного контроля за деятельностью частных охранных организаций из сферы регулирования Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что позволило сгладить негативную реакцию со стороны охранного сообщества в связи с усилением контрольной составляющей Росгвардии.
В настоящее время в рамках указанного Соглашения:
- проводятся исследования по различным вопросам деятельности частных охранных организаций;
- проводятся анализ, обобщение и распространение информации о содействии частных охранных организаций в обеспечении правопорядка, пресечении правонарушений;
- осуществляется сбор информации о нарушениях частными охранными организациями законодательных нормативных правовых актов, регулирующих частную охранную деятельность, о состоянии рынка труда частных охранников, а также маркетинговые исследования рынка охранных услуг;
- осуществляется доведение информации правового характера и решений Координационного совета до охранного сообщества.
Результаты работы, полученные в ходе реализации указанного соглашения, легли в основу подготовки правовых инициатив, направленных на улучшение качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями, в особенности на объектах государственных или муниципальных заказчиков, совершенствование системы контроля (надзора) за деятельностью таких организаций, а также усиление мер административного наказания за незаконное осуществление охранной деятельности.
В рамках этой работы учтены правоприменительная и судебная практики.
Все разработанные законодательные инициативы проходят обязательное обсуждение с членами Комиссии.
Справочно:
- Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 мая 2019 года. Законопроектом предлагается исключить федеральный государственный контроль (надзор) в области частной охранной деятельности из сферы указанного закона.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности» 18 января 2019 года внесен в Правительство Российской Федерации. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации осуществляется его проработка для последующего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам рассмотрения в Аппарате Правительства Российской Федерации повторно проходит согласование с заинтересованными ФОИВ, по итогам которого согласован с МВД России, Минфином не поддержан и находится на рассмотрении в ФАС России.
- Проект приказа Росгвардии «Об утверждении типового контракта на оказание услуг частной охраны и информационной карты типового контракта на оказание услуг частной охраны», разработанный совместно ГУВО с ГУЛРРиГК Росгвардии. В настоящее время проект приказа находится на правовой экспертизе в ДПД Росгвардии.
Немаловажную роль в деятельности Координационного совета занимает Комиссия по вопросам совершенствования системы профессиональной подготовки работников частных охранных организаций.
Так, результатом проведенных заседаний стал детальный анализ сведений обобщенной правоприменительной практики, который показал ряд существенных проблем, связанных с некомпетентностью частных охранников при осуществлении ими своих трудовых функций, отсутствием у них необходимой правовой и специальной подготовки, навыков обращения со специальными средствами и оружием, а также организацией и проведением периодических проверок.
В этой связи членами Комиссии сделан вывод о том, что одной из основных причин, влияющей на ситуацию в целом, является низкое качество образовательного процесса, а также ряд проблем, возникающих в ходе проведения территориальными органами Росгвардии периодических проверок, связанных с коррупционными проявлениями в ходе отбора мест проведения таких проверок, а также стремление образовательных организаций извлечь дополнительную прибыль (в ряде случаев и незаконно).
По проблемным вопросам, возникающим при проведении периодических проверок, отдельно докладывалось Директору Росгвардии (главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации Виктору Васильевичу Золотову), который поддержал меры, направленные на их реализацию.
Как результат на площадке Комиссии разработаны проекты приказов Росгвардии, утверждающие:
- типовые программы обучения частных охранников, корректирующие общие сроки обучения охранника, а также отдельные дисциплины;
- порядок прохождения частными охранниками периодических проверок, вводящие критерии отбора территориальными комиссиями образовательных организаций для проведения проверок.
Справочно: Проект приказа Росгвардии «Об утверждении Порядка проведения войсками национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» в настоящее время проходит стадию согласования с ДПД и ССБ Росгвардии. Проект приказа Росгвардии «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника», в настоящее время осуществляется доработка проекта с учетом замечаний ДПД Росгвардии.
Уважаемые коллеги, одновременно с развитием законодательства в сфере частной охранной деятельности совершенствуется иное законодательство, непосредственно влияющее на указанную сферу деятельности.
Так, введенная в 2016 году Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (№ 238-ФЗ от 3 июня 2016 года) система независимой оценки квалификации, предусматривает, в том числе подтверждение работниками частной охранной организации своей квалификации, установленным требованиям.
Справочно: Государственным регулятором данных правоотношений является Минтруд России, а непосредственной реализацией занимается Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
В связи с тем, что эта тема нова и детально не изучена, для работы в Комиссии были приглашены эксперты, специализирующиеся в данной сфере деятельности, которыми совместно с охранным сообществом ведется активная работа по внедрению института независимой оценки квалификации частных охранников для ее дальнейшего практического применения.
Подводя первые результаты работы Координационного совета, в целом считаю возможным отметить, что реализованные задачи в обозначенных направлениях деятельности позволяют говорить об обозримых перспективах и тенденциях к самосовершенствованию охранной отрасли, активизации процесса ее самоочищения от организаций, бросающих тень на все охранное сообщество.
Но не стоит говорить только о достигнутых результатах.
Прежде всего хочу отметить, что основная задача Координационного совета при Росгвардии – это выработка стратегических направлений совершенствования государственной политики в сфере частной охранной деятельности, а непосредственная реализация и применение определенных полномочий – задача региональных советов.
Решение проблемных вопросов, возникающих в охранной отрасли, зависит не только от работы, проводимой в рамках Координационного совета и его Комиссий, но и от результативности работы региональных советов, созданных практически во всех территориальных органах Росгвардии.
Справочно: В настоящее время координационные советы созданы во всех регионах, за исключением Республики Чечня.
Вместе с тем анализируя результаты деятельности региональных советов, мы видим, что отдельные руководители территориальных органов, которые, кстати говоря, возглавляют эти советы, к их деятельности безразличны.
Более того, находящиеся в одном округе войск национальной гвардии территориальные подразделения, демонстрируют совершенно противоположные результаты работы, что свидетельствует об отсутствии координации деятельности со стороны руководства округов войск национальной гвардии.
Такую картину, в частности, можно наблюдать в Управлении Росгвардии по Сахалинской области, со стороны которого наблюдается абсолютное бездействие как в вопросе организации работы регионального совета, так и отсутствие должного взаимодействия с охранным сообществом, комиссия по качеству не создана, отсутствует соглашение с РООР.
Противоположная ситуация сложилась в Приморском крае, в котором такая работа организована на должном уровне.
Аналогичные примеры наблюдаются и в ряде других регионов.
По информации ФКЦ РОС:
- Липецкая область: соглашение с РООР «КЦРОС Липецкой области» подписано, комиссия по качеству создана, дальше дело не идет, практическое взаимодействие отсутствует;
- Тамбовская область: решение вопросов всячески затягивается, более того, на заседании Координационного совета было заявлено, что проблемы отрасли – это коммерческие вопросы и мы в них участвовать не будем;
- Воронежская область: Координационный совет создан, ЦЛРР безразличен к проблемам частной охранной отрасли, соглашение между Координационным советом и Ассоциация Воронежского РООР ФКЦ заключено, но не реализуется;
- Республика Хакасия: Координационный совет создан, комиссия по качеству не создана, соглашения нет.
Поэтому хочу еще раз обратить внимание всех присутствующих руководителей, что региональные советы создавались в первую очередь, как дискуссионные площадки для решения практических задач.
Однако получается, что решение Ваших проблем в большинстве случаев занимаются Комиссии при Координационном совете Росгвардии, с учетом того что они являются последней инстанцией в этой цепочке.
Как пример, такая работы должна выстраиваться в следующем формате – рассмотрение нарушений со стороны частных охранных организаций на уровне региональных советов, а в случае невозможности решения возникающих вопросов на Вашем уровне, инициирование их рассмотрения на площадке Комиссий при Координационном совете Росгвардии.
В заключение своего выступления полагаю необходимым поручить руководству округов войск национальной гвардии организовать работу в подчиненных территориальных органах, направленную на:
- Создание при региональных советах комиссий по повышению качества охранных услуг, в состав которых предусмотреть включение представителей охранного сообщества и заинтересованных государственных органов, а также активизировать работу по заключению соглашений с РООР.
- Сбор и анализ проводимой работы по обеспечению деятельности региональных советов в вопросах повышения качества охранных услуг и созданных при них комиссиях.
- Обобщение итогов деятельности региональных советов за I полугодие 2019 года и последующим их представлением в Главк.
Благодарю за внимание! Доклад окончен!
Источник: ГардИнфо