В заседании приняли участие президент ТПП Владимирской области Иван Аксенов, директор департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Александр Сердюков и его заместитель Игорь Лапин, руководитель Государственной инспекции труда во Владимирской области Марина Матвеева, заместитель начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Владимирской области Андрей Бодягин, заместитель руководителя Управления ФНС по Владимирской области Андрей Терехов, представители охранных предприятий: председатель Комитета Денис Николаев (ЧОО «Дозор»), Ефим Аксельруд (ЧОО «Дозор»), Алексей Алексеев (ЧОО «Гранит-Вега»), Юрий Бещёков (ЧОП «Скорпион»), Владимир Бобров (ЧОП «Охрана и безопасность», группа компаний), Владимир Гагин (ЧОП «Форпост»), Александр Жабин (ЧОО «Ориентир»), Александр Лельков (ЧОО «Сервис охрана»), Михаил Миронов (ЧОО «Центурион»), Михаил Степанов (ЧОП «Ориентир-Профи»).
Участники заседания обсудили проблемы, которые вытекают из практики реализации Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и предложили пути их решения.
По кому бьет демпинг
Любому обывателю ясно: если для его автомобиля нужно качественное топливо с октановым числом свыше 90, то он никогда не купит бензин А-78, причем у поставщика с сомнительной репутацией. А вот в сфере охраны социальных объектов подобное допускается.
Это происходит из-за того, что при проведении конкурсов для заключения госконтрактов на поставку товаров, работ и услуг главным критерием является цена, а не качество. Из-за этого на торги выходят недобросовестные ЧОПы, которые существенно занижают цену услуг.
По оценкам участников заседания, обоснованная стоимость услуги по охране объекта на 1 посту не может быть меньше 120-125 руб./час. А на практике? Директор ЧОП «Форпост» В.Гагин привел следующие факты: в ходе конкурса на заключение контракта по охране средней школы в г.Киржаче цена контракта была снижена со 125 до 83,75 руб./час, в одной из городских больниц Владимира – со 118 до 81,23 руб./час, а в одном из детских домов области – со 123 до 78,9 руб./час.
Председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности при ТПП Владимирской области Дмитрий Николаев уверен: при такой игре на понижение неизбежны нарушения либо налогового, либо трудового, либо профильного законодательства. То есть руководитель ЧОПа-победителя или уводит зарплаты охранников в тень, или набирает неквалифицированный персонал, или заставляет людей трудиться с нарушением норм труда и отдыха, не выполняя при этом необходимый объем и график охранных мероприятий.
Участники заседания бегло подсчитали: если исходить из цены контракта в 78,9 руб./час, то даже при минимальной зарплате охранников руководитель ЧОПа должен инвестировать в содержание 1 поста не менее 20 тыс. рублей в месяц, — вряд ли кто-то в здравом уме пойдет на такие убытки.
В итоге безопасность учреждений и организаций у таких горе-охранников хромает на обе ноги, происходят резонансные ЧП.
Нужны отраслевые стандарты
Участники заседания обратили внимание на тот факт, что в торгах постоянно участвуют одни и те же игроки, причем в ряде случаев расположенные не на территории региона. Возникает логичный вопрос: а как вообще ЧОПы из других регионов могут охранять объекты во Владимирской области?
Руководитель Государственной инспекции труда во Владимирской области Марина Матвеева добавила: проверки показывают, что охрану бюджетных учреждений часто доверяют лицам, которые не могут оказывать качественную услугу в силу возраста, физических кондиций, отсутствия должного образования. У многих есть только удостоверение охранника, но нет даже личных карточек. Таким образом, безопасность людей в местах массового пребывания оказывается в руках непрофессионалов.
Необходимы отраслевые стандарты, обязательные для допуска предприятий на рынок охраны, а также кейсы, учитывающие базовую стоимость услуги, стандарты ее оказания и особенности объектов охраны.
В ходе заседания было предложено создать электронную площадку, на которой можно было бы размещать информацию об упомянутых стандартах, нормативах и кейсах, а также – рейтинг охранных предприятий (для информирования заказчиков).
Кстати, соучредитель ЧОПа «Скорпион» Юрий Бещёков считает, что если вводить в качестве одного из показателей рейтинга количество проведенных в организации проверок, то это скорее позитивный момент: раз проверки прошли, то ошибок в работе либо нет, либо они были исправлены. Добросовестные подрядчики — за то, чтобы проверки на рынке охранных услуг проводились даже чаще и предметнее. Особенно – со стороны налоговых органов и Росгвардии (она является регулятором отрасли).
«Беззубые» заказчики
Заказчики тоже должны осознавать всю меру ответственности за обеспечение охраны вверенных им учреждений и организаций. Заместитель начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Владимирской области Андрей Бодягин отметил, что руководители бюджетных организаций зачастую просто не знают, как должна быть организована охрана в соответствии с нормативными требованиями, поэтому с ними нужно вести просветительскую работу – на предмет того, что подразумевается под качественным оказанием охранных услуг и как этого можно добиться.
Пока же руководители воспринимают существенное снижение цены контракта как достижение – вместо того, чтобы задуматься над этим и потребовать обоснование демпинга (что, вообще-то, предусмотрено законом). Впоследствии они не стремятся контролировать исполнение условий контрактов, в частности – находится их объект под охраной круглосуточно или, реально ли на нем организовано несколько постов охраны или эти посты остались только на бумаге? Образно говоря, акты выполненных работ подписываются заказчиками «не глядя». Участники заседания заявили о необходимости разработки типового контракта, в котором были бы отражены условия приемки услуги и мониторинг ее оказания.
Президент ТПП Владимирской области Иван Аксенов напомнил об институте предквалификации подрядчиков, введенном постановлением Правительства от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Указанный порядок «фильтрации» уже удалось ввести в системе госзаказов, включая гособоронзаказ.
Кроме того, на региональном уровне наработана практика контроля качества при поставке продуктов питания в бюджетный сектор. Создан региональный сервис торговли продовольственными товарами «ВладимирАгро», на котором в качестве добросовестных поставщиков продовольствия уже аккредитованы 36 предприятий. Такие сервисы можно и нужно создавать и в других сферах.
Для выработки решений по итогам прошедшего заседания в ближайшее время соберется рабочая группа Комитета по безопасности предпринимательской деятельности при ТПП Владимирской области.